Магомед АХМЕДОВ. Размышления с Коста Хетагуровым

1.

Когда произносят имя Коста Хетагурова, я вспоминаю печальный рассказ, услышанный мной в детстве в горах.

Длинная зимняя ночь, за окном метель. Сидит у огня бабушка и рассказывает удивительные сказки. Кажется, что золотое перо жар-птицы летит в ее словах, что она сама жар-птица, недосягаемая, умная, прекрасная. И вдруг она прерывает рассказ и переходит к другому. Рассказывает бабушка о том, как бедная мать успокаивала своих голодных и нечастных детей: глотая горькие слезы, она варила им камни и все время повторяла: «Сейчас сварятся, дети, сейчас». А дети засыпали в разных углах, измученные голодом, так и не дождавшись кипящих в котле камней. Я помню, как у меня невольно наворачивались слезы, как билось детское сердечко – оно, наверное, чувствовало боль, вложенную в эту печальную повесть.

Прошло время. Я узнал имя того поэта, который мог вселить в душу ребенка горечь той матери, заставив понять ее боль по-взрослому.

Этим поэтом был Коста Хетагуров. Сейчас мне понятно, как совершенна эта баллада о матери, с каким мастерством поэт передал свои чувства, мне сейчас легче разбирать эти великолепные стихи, мощные поэтические строки, а, все-таки, важнее, наверное, то ощущение детства , далекого и близкого. В нем, быть может, было больше искренности. Даже в прозаическом рассказе бабушки чувствовалась поэзия. Сейчас, конечно, по-другому воспринимаешь эту боль поэта, его печаль воспринимаешь уже по-взрослому. И вновь слышится из этой баллады:

Коченеет ворон…
Страшен бури вой…
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.

Какое великолепное начало, как чувствуешь здесь надвигающуюся трагедию!

Великая поэзия всегда была полна трагедии.

На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.

Хетагуров захватывает и увлекает за собой. Я уверен, что эти стихи способны тронуть любого человека. В них есть то, без чего немыслимо поэтическое слово вообще –сострадание. Поэт сам сливается с судьбой этой женщины, его мать становится символом боли земной:

Детям говорила:
«Вот бобы кипят!»
А сама варила
Камни для ребят.
Над детьми витает
Сон, и чист и тих.
Ложь ее святая
Напитала их.

Здесь эта «святая ложь» становится явлением духа высшей поэзии. У большой поэзии и судьба большая. Еще тогда, когда Хетагуров был жив, многие его стихи стали народными, их пел не только осетинский народ, ведь нет границ для стихов великих поэтов, на каком бы языке они не были написаны. Поэтому для меня еще в детстве поэзия Хетагурова стала частицей тайны бытия, частицей человеческой совести, добра, счастья, радости и печали…

Хетагурову принадлежат такие строчки;

Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня,
Вселенная – отечество мое.

Это поэтическая программа поэта, его творческое кредо. Сила Хетагурова в том, что он возвысился над миром и заставил его прислушиваться к своему голосу.

Полная драматизма жизнь его дала всходы великой поэзии, без нее засохла бы правда на ниве его времени. Как заметил Н. Тихонов: «Он похож на великого сына украинского народа Тараса Шевченко». Своей судьбой, творческим и жизненным поведением, действительно он напоминает Шевченко.

Когда думаешь о жизни Коста Хетагурова, то невольно встает перед глазами судьба поэта вообще. Пушкин, Лермонтов, Некрасов – поэты большой человеческой и творческой судьбы стали учителями осетинского поэта, он почувствовал духовную близость к великой русской поэзии, к ее состраданию и «боли народной». Пушкин с его удивительной пророческой прозорливостью входил в стихи Хетагурова, духовное творчество Лермонтова, не понятое современниками, не давали Коста покоя, некрасовская «всенародная печаль» бродила в его строках. И «Осетинская лира» складывалась как судьба, как жизнь Хетагурова, как талисман его духа, духа мужественного и гордого.

Странник судьбы, изгнанник жизни Коста Хетагуров шел по дороге, которая привела его в вечность. Его поддерживал его народ, который страдал, как и его поэт. Глашатай духовного мужества Хетагуров выстоял перед суровой жизнью.

Есть у Хетагурова маленькое стихотворение «Завещение»:

Прости, если отзвук рыданья

Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей.
Но если б народу родному
Мне долг отплатить удалось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

Но петь » без боли, без слез» ему не давало его время, не давала та жизнь, которая, как и сегодня, сгибала спины всем честным людям. Но так не могло быть вечно, и Хетагуров пророчески видел многое наперед.

От времени, где он «встретил ненависть и смех» он потребовал и «любви и братского участья»:
Я полюбил весь мир, весь свет
И дерзко требовал в ответ
Себе какой-то жизни новой.
Свободы, равенства и счастья.

Хетагуров всегда требовал от времени дерзко и мужественно то, что нужно было ему для выражения самого себя, для выражения чаянья его народа, и народ понимал его, народ любил и поддерживал своего защитника, давал ему новые духовные силы:

Люблю я целый мир,
люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных обиженных сирот,
Но больше всех люблю – чего скрывать
позорно? –
Тебя, родной аул, и бедный наш народ.
За вас отдам я жизнь…. все помыслы и силы, –
Всего себя лишь вам я посвятить готов…
Вы так мне дороги, так бесконечно милы,
Что сил нет выразить, что высказать нет слов.

И сила была, и слова были. Хетагуров, наверное, это понимал. За этими словами стояла жизнь поэта, полная невзгод и страданий.

Можно было бы пересказать биографию Хетагурова, но, я думаю, что она известна и в этом нет необходимости. Можно только сказать, что у Хетагурова одна из самых интересных биографий. Родился он в 1859 г. в осетинском селении Нар, много раз жил в ссылке, писал на русском и на осетинском языках, был одним из самых передовых людей своего времени. Судьба Хетагурова трагична, как и судьба его народа, который находился под игом «власть имущих». Ощущение несовершенства мира породило протест против него.

Духовный бунт Хетагурова против мира, который делал одних людей рабами других людей, с каждым днем становился все сильнее и мощнее.

Обращаясь к ласточке, Хетагуров писал:

Так пой на простор,
Над скалами рей.
Не ведая горя.
Нужды и князей.

Но сам Хетагуров не мог петь, «не ведая горя, нужды  князей».

         Символично даже то, что сборник Хетагурова «Осетинская лира» вышел из печати тогда, когда поэт отправился в новую ссылку в Херсонскую губернию. Несмотря на то, что был издан указ о конфискации и уничтожении сборника, он дошел до читателя. Хетагуров был отправлен в ссылку, а за него со злом и несправедливостью боролась «Осетинская лира». При жизни поэта этот сборник больше не издавался, но стихи из этой книги стали тем мостом, по которому к Хетагуров пришел к бессмертию.

         Поэмы Хетагурова «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала» и другие волнуют и сегодня читателя своим эпическим размахом, глубиной раскрытия характеров, пониманием жизни, боли и страдания людей, печали и радости их.

         И сегодня уместно вспомнить его слова:

Везде для всех я песнь свою слагаю,
Везде разврат открыто я корю
И грудью грудь насилия встречаю,
И смело всем о правде говорю.

До сих пор эти слова не потеряли своего значения. Хетагуров через века будет «смело всем о правде говорить», ибо правда для поэта – это высшая цель, правда породила его, как поэта, правда сделала его тем, кем он стал. Поэт большего поэтического мужества Коста Хетагуров и сегодня живет и будет жить среди нас и наших потомков.

Когда-то он писал:

Торжествуй, дорогая отчизна моя,
И забудь вековые невзгоды, –
Воспарит сокровенная дума твоя, –
Вот предвестник желанной свободы.
Она, будто костер – вот священный залог,
Вот горящее вечно светило.
Вечный спутник и друг по крутизнам дорог,
Благородная мощная сила!..
К мавзолею искусств, в храм науки святой
С ним пойдешь ты доверчиво, смело.
С ним научишься ты быть готовым на бой
За великое честное дело.

И сегодня, в «дни торжеств и бед народных» мы преклоняем голову перед памятью поэта, который жил и боролся «за великое честное дело».